10 ноября отмечается Всемирный день молодежи

В России уделяется огромное внимание молодежи, поскольку именно от нее зависит будущее страны. Такой системной работы с молодежью как у нас, нет нигде в мире.

Президент России Владимир Путин на встрече с историками и религиозными деятелями 4 ноября отметил, что тема молодежи сейчас должна быть у всех перед глазами, поскольку от формирования сознания современной молодёжи зависит будущее. 

На встрече говорилось о том, что работа с молодёжью должна быть неформальной. 

Накануне президент России Владимир Путин поручил представить предложения по созданию всероссийского молодежного экологического движения, а также обеспечить воссоздание движения юных натуралистов. 

Другим поручением Путин поставил задачу "обеспечить восстановление на базе Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи деятельности движения юных натуралистов".

Всемирный день молодежи ежегодно отмечается 10 ноября. Праздник был установлен в честь основания Всемирной федерации демократической молодежи по инициативе Всемирного совета молодежи, созданного во время Второй мировой войны для борьбы с фашизмом.

Какие интересные практики по работе с молодежью вы можете отметить на примере вашего региона? Дает ли работа с молодежью в вашем регионе позитивный эффект или ведется формально? Что еще можно сделать, чтобы вовлечь молодежь в общественную жизнь и привить молодым людям ценности патриотизма? Каким образом можно воздействовать на нравственное состояние молодежи?

Труханович Дарья Сергеевна

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС

преподаватель-исследователь; психолог, базовый консультант в методе Позитивной Психотерапии, действующий член Всемирной Ассоциации Позитивной Психотерапии (Германия)

Во все времена в России работе с молодежью уделялось особое внимание. Но сейчас важно понимать, что молодежь в 70-х годах XX века и в 20-х годах века XXI – это абсолютно разная молодежь. Изменились внешние и внутренние условия жизни; трансформировались ценности; цифровые технологии и гаджеты стали обязательным атрибутом жизни каждого человека. Поэтому в актуальных обстоятельствах важно говорить с молодыми людьми на их языке, а не навязывать ценностно чуждые им установки. 

Молодежная политика в нашей стране должна учитывать специфику современных и будущих поколений. Решить эту задачу возможно, если при разработке и проведении молодёжной политики исходить из Теории поколений У. Штрауса и Н. Хау. 

Из личных наблюдений могу сказать, что с каждым годом студенты первого курса в нашем вузе все больше проявляют интерес ко внеучебным форматам взаимодействия, многие из них активно участвуют в деятельности НКО. 

Задача вузов и преподавателей высшей школы сегодня – поддерживать активность студентов всеми доступными легальными способами, создавать дискуссионные площадки и своим личным примером показывать, как такие ценности, как ответственность, патриотизм, критическое мышление и уважение, могут реализовываться на практике.

Например, кафедра государственного и муниципального управления ЮРИУ РАНХиГС предлагает нашим студентам принимать участие в проекте «Клуб «Искусство управления». На встречи «Клуба» мы приглашаем действующих и бывших государственных служащих, которые могут приоткрыть для наших студентов «завесу тайны» и рассказать, какая же она, государственная и муниципальная служба, на самом деле. 

Молодёжь - это будущее нашей страны. И, создавая преемственность, мы должны понимать, что культивирование у молодых людей традиционных ценностей может осуществляться только через актуальные для них инструменты и личный пример старших товарищей.

Романов Александр Алексеевич

Глава администрации Верхнедонского района

Работа с молодёжью в районе реализуется через различные формы, одно из основных это участие обучающихся  школ в конкурсном движении различного уровня. Многие из конкурсов уже стали традиционными. Это Всероссийские конкурсы: конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» (Титова Мария учащаяся Верхнедонской гимназии стала победителем регионального этапа и прошла в финал федерального этапа конкурса),   конкурс  «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Василенко Алина учащаяся Верхнедонской гимназии (стала победителем регионального этапа и прошла в финал федерального этапа конкурса), конкурс сочинений о своей культуре на русском языке, «Сделаем вместе» «Время быть лидером», проводимый в рамках Всероссийской акции «Здоровое питание школьников», региональный этап молодёжного форума "Молодая волна" в рамках молодёжного форума "Молодая волна" (Фалынскова Софья обучающаяся МБОУ Шумилинской СОШ стала победителем регионального и федерального этапов конкурса).

       С целью воспитания  у молодого поколения любви к своей малой родине через изучение исторического и краеведческого материала, через знакомство с самобытной культурой донских казаков, а также понимания художественного творчества великого русского писателя XX века М.А. Шолохова ежегодно обучающиеся нашего района являются победителями межрайонного конкурса «Наш Шолохов». Участниками конкурса в этом году стали 57 учащихся из 12 образовательных учреждений района. Конкурс проводился по трём возрастным группам: 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. На конкурс  представлены работы: «Изобразительное искусство» – 24 работ, «Декоративно-прикладное искусство» – 17 работ, «Художественное чтение» – 16 участников.

Ежегодно увеличивается количество активных юных Верхнедонцев –  участников региональных, Всероссийских интеллектуальных конкурсов.

Школьники ОУ активно участвуют в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах «Русский медвежонок» участниками стали 230 учащихся, «Смарт-Кенгуру», 238 учащихся из 10 ОУ, «Астра –природоведение для всех» участники 266 учащихся школ и 21 воспитанник детского сада. 

С целью привлечения широкой общественности к изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ежегодно организовывается  участие  в Международной просветительско-патриотической акции «Диктант Победы». В ст. Казанской было организовано 3 площадки для участия в акции в Верхнедонской гимназии, в Казанском ПУ – 98 и на территории районного ДК, а остальные приняли онлайн участие.

В районе все дошкольные, общеобразовательные   учреждения имеют статус «казачье». Традиционным мероприятием является смотр художественной самодеятельности «ДОН РОДНОЙ – КАЗАЧИЙ КРАЙ». Основная цель мероприятия возрождение, изучение, сохранение и развитие самобытной казачьей культуры, образа жизни, традиций и духовных ценностей казаков. 

В каждом общеобразовательном учреждении действуют детские общественные организации. В рамках проекта «Мы вместе» учащиеся школ приняли активное участие во Всероссийской акции по созданию коллекции шевронов для бойцов «ОТВАЖНЫМ и ВАЖНЫМ» школьники изготовили талисманы-шевроны,  которые будут приносить удачу военнослужащим Вооруженных сил РФ. Все образовательные учреждения стали участниками Всероссийской спортивной акции «Мой город в движении», эта акция позволила узнать ребятам  узнать много фактов о малой родине.

С  января  2022 года в образовательных организациях Верхнедонского района регулярно проводятся просветительские экологические уроки  «Разделяй с нами». В первом квартале 2022 года проведено 58 урокови их посмотрели 1288 обучающихся. Во втором квартале 55 уроков посмотрели 879 обучающихся. Приняли самое активное участие в  Областная экологическая акции «День Земли».

         Во Всероссийской акции «Сад Памяти» приняли участие Выпускники 9-11 классов, а также учащиеся 7-8 классов из 10 общеобразовательных учреждений района приняли участие в данном мероприятии. Высажено 82 саженца; учащимися МБОУ Верхняковской СОШ высажена композиция из цветущих растений в память о погибших героях Великой Отечественной войны и солдат, защищающих честь и достоинство своей Родины. Учащимися МБОУ Шумилинской СОШ рядом с памятником военному госпиталю высажено 30 саженцев крымской сосны. Всего во Всероссийской Акции «Сад Памяти» приняло участие 125 учащихся района.

Современная молодёжь много времени проводит в интернете. Хочется, чтобы подростки, молодые люди не забывали, что есть ещё и музеи, театры. Учреждения культуры тоже могут стать источником информации, дать знания. Так в этом году 100% обучающиеся школ  от 14 лет подключены к проекту «Пушкинская карта».

С 2021 года ряд школ района стали участниками проекта «Киноуроки в школах России». Инновационная система духовно-нравственного воспитания школьников, создаваемая в рамках Проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме. Современная школа, как значимый социальный институт развития подрастающего поколения, нуждается в качественном инновационном инструменте, способном сформировать в школьниках стремления к высоким идеалам, побудить к скорейшей реализации высоконравственных целей на практике.  Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, которая реализуется в ходе проведения социальной практики (общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего проявить рассматриваемое качество личности на практике).

Савин Владимир Анатольевич

Глава Администрации Каменского района

В Каменском районе большое внимание уделяется работе с молодежью. Так, при администрации Каменского района создан молодежный парламент, который был сформирован из числа делегатов от молодежных парламентов городского и сельских поселений. Его председатель входит в состав молодежного парламента при Законодательном собрании Ростовской области.

В районном Доме культуры создан и ведет активную работу многофункциональный молодежный центр, в который вовлечены волонтеры и активная молодежь от 14 до 35 лет. Специалисты РДК помогают молодежи делать первые шаги в реализации молодежных и добровольческих идей и проектов. В рамках реализации муниципальной программы «Молодежная политика и социальная активность» в 2022 году было выделено и освоено почти 600 тысяч рублей. Эти денежные средства пошли на приобретение оборудования для ММЦ и на проведение более 300 культурно-массовых, патриотических и спортивных мероприятий.

Не могу не отметить, что все школы района включились в Российское движение школьников. Сегодня РДШ объединяет наших детей в возрасте от 8 до 18 лет. Ребята активно принимают участие во всех проектах и акциях РДШ. Количество вовлеченных школьников растет с каждым годом. Российское движение школьников – нужный и интересный проект. Движение формирует у подрастающего поколения активную жизненную позицию, любовь к Родине, желание развиваться, добиваться целей, эффективно общаться и дружить со сверстниками. Поэтому мы всячески содействуем развитию этого общественного движения в нашем районе.

На территории муниципального образования вот уже несколько лет функционирует «Школа спасателей», в которую принимают ребят с 14 лет. Работа спасателя – это тяжелый труд, сопряженный с психическими и физическими нагрузками. Учебно-тренировочные занятия проходят на полигонах, в поисково-спасательных отрядах, пожарных частях. Выпускникам, помимо свидетельства юного спасателя, при успешной сдаче экзаменов  присваивается квалификация «Спасатель РФ». Чтобы  иметь такое свидетельство, необходимо пройти трехгодичный курс обучения и сдать определенные экзамены. К слову, с курсантами работают профессионалы, обучая их оказанию первой медицинской помощи, противопожарной, водолазной, парашютной, топографической и другим видам подготовки, а еще основам военного дела.

Кроме того, в 13 школах Каменского района созданы отряды юнармейцев. Сегодня их уже более 180 человек. Ребята активно занимаются военно-патриотической работой. В районе также ведет работу казачья детская молодежная организация «Донцы», в рядах которой более 80 активных участников. Ребята занимаются в конноспортивных клубах «Святая Русь» и «Фарис».

Все вышеназванные направления работы, безусловно, прививают молодым людям чувство патриотизма, любовь к Родине, Донскому краю, положительно сказываются на их духовно-нравственном воспитании.

Кучмиёв Андрей Владимирович

Глава Администрации Родионово-Несветайского района

Нравственное состояние нашей молодежи во многом определяет ситуацию в обществе в целом. И сегодня, как никогда, это стало очевидным. Возросшее внимание к патриотическому воспитанию, пропаганде общечеловеческих ценностей, и при этом, осознание принадлежности своей Родине во многом определяют наше настоящее и будущее.  

Отрадно, что в школы возвращаются уроки начальной военной подготовки, уроки Мужества, именно на этих уроках, на примерах сегодняшних героев, современников тех, кто сегодня еще сидит за партами, воспитывается наше будущее поколение!

 

Голосовский Алексей Владимирович

исполняющий обязанности главы Администрации Куйбышевского района

Занимаемая должность - исполняющий обязанности главы Администрации Куйбышевского района, Ростовская область

Патриотическое сознание граждан является важнейшей ценностью, условием стабильного развития общества, основой его духовно-нравственного единства и краеугольным фактором обороноспособности страны. Посредством гражданско-патриотического воспитания решается несколько задач, определяющих характер социального воспроизводства, преемственность поколений, ценностно-нормативную консолидированность и устойчивость социума.   Обычно работа с молодежью понимается как инструмент личностного развития, социальной интеграции и активной гражданской позиции молодых людей. «Работа с молодежью» ― общее обозначение всех видов работы социального, культурного, образовательного или политического характера, ведущейся среди молодых людей, для молодых людей и самими молодыми людьми. Работа с молодежью также имеет непосредственное отношение к вопросу о месте молодых людей в обществе и об их интересах в сфере государственной политики. Она не может оставлять в стороне и проблему влияния на общество, политику и властные отношения. Актуальность проблемы нравственного воспитания молодёжи связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.