Определены контуры новой национальной системы высшего образования

Ректор МГУ Виктор Садовничий
Ректор МГУ Виктор Садовничий
В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил во вторник президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.

"Наша генеральная линия - специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас", - сказал ректор.

Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.

Какой, по вашему мнению, должна быть новая система высшего образования в России? В каких случаях, на ваш взгляд, имеет смысл сохранить бакалавриат? Какие выводы можно сделать из истории внедрения в России Болонской системы?

Алексеев Антон Сергеевич

Генеральный директор АО "Аэрокосмическая корпорация "Новый космос"

▫️Победитель первых #ЛидерыРоссии | Член "Клуба Эльбрус" ▫️Советник Губернатора Ростовской области ▫️Резерв CDTO РАНХиГС | CDOAward | Премия РУНЕТа | CIPR Digital ▫️Grenoble MBA | Choiseul 100 Russia-France '20 '21 ▫️экc-GR по 7 аэропортам в РФ

В данной ситуации необходимо подойти комплексно к вопросу. Сохранение специалитета - важный шаг, но при этом считаю, что нужно создать понятную систему соответствия уровней образования. Например, должно быть закреплено, что уровень "специалитета" сопоставим с завершением "бакалавриата" и "магистратуры". Что "бакалавриат" - это полноценное высшее образование, достаточное для трудоустройства, и так далее. Все формы образования могут быть применимы для разных отраслей, так для того же ИТ-направления 4 года - более чем достаточный срок освоения для большинства технологий из актуального технологического стека.

Дарсигов Магомед Бесданович

Президент Ассоциации Перевозчиков Ростовской области, Председатель комиссии по транспортному обслуживанию населения и дорожной деятельности Ростовской-на-Дону городской Думы

Заслуженный работник транспорта Российской Федерации

Болонская система образования в России оказалась полностью  несостоятельной. Практика показала, что за 4 года подготовить полноценного специалиста, особенно в высокотехнологических  отраслях, так нужных сейчас российской экономике, невозможно. Считаю, что по гуманитарным направлениям возможно сохранить бакалавриат, но технические специальности и точные науки требуют обучение специалиста не менее 5 лет. Думаю, что важным направлением модернизации системы высшего образования должно стать разумное сочетание фундаментальной и практической подготовки специалистов. Мы должны готовить специалистов, которые   будут способны  обеспечить технологический суверенитет страны. Поэтому в основу  новой  системы высшего образования должны быть положены интересы национальной экономики России.                   

Савин Владимир Анатольевич

Глава Администрации Каменского района

Если говорить о будущем системы высшего образования, то считаю необходимым учесть все плюсы и минусы отечественной системы, которая, прежде всего, должна отвечать интересам нашего государства с учетом его исторических и культурных традиций. Двигаясь вперед, нужно взять все лучшие наработки. Необходимо связать воедино лучший опыт советской системы образования и современные образовательные технологии. А еще нужно поднимать образовательный уровень в наших вузах, используя потенциал ведущих университетов, создать систему государственного контроля за качеством образования.

К сожалению, в настоящее время подавляющее большинство выпускников не работают по специальности. Важно, чтобы специалисты были востребованы на рынке труда и каждый выпускник мог найти свою нишу в профессиональной среде. Считаю, что необходимо вернуть систему распределения студентов-бюджетников после окончания вузов. Сегодня из-за нехватки молодых специалистов (так, например, в Каменском районе острая нехватка медицинских работников) система распределения – вопрос номер один.

Кучмиёв Андрей Владимирович

Глава Администрации Родионово-Несветайского района

Уход от Болонской системы, на мой взгляд, абсолютно верное решение! И если Президент  сегодня говорит о государственной поддержке научных кадров, то естественно необходимо эти кадры получать.  

Полное отрицание «советской» системы высшего образования, которое было одним из сильнейших в мире  по уровню подготовки научных кадров, привело к тому, что мы имеем сегодня.  Во всяком случае, в  России есть база, которая, к счастью, не совсем утрачена и именно ее необходимо взять за основу в предстоящем реформировании системы высшего образования.

Кураев Роман Васильевич

Глава Администрации Донецка Ростовской области

Какие выводы можно сделать из внедрения в России Болонской системы? Мы потеряли фундаментальность образования, - это во-первых. Приобрели мы намного меньше, чем планировали. Ведь цели были - создание единой, "европейской" системы образования, признание российского образования на международном уровне. И опять возвращаемся к тому, что " у России свой путь". Болонская система, на мой взгляд, ставит перед студентом цель в активном зарабатывании баллов, но не учит человека работать с книгами. Мы перестаем уделять внимание главному: вуз должен в первую очередь выпускать думающих людей.

Шевченко Владимир Евгеньевич

Глава Администрации города Каменск-Шахтинского

Образование – это главный ресурс нашего развития.

Современные тенденции развития высшего образования в последние десятилетия, были неразрывно связаны с Болонской системой образования. 

Управление любой сложной системой, а образование является такой, требует периодически переосмысления подходов, принципов, форм и механизмов получения знаний.

В российской системе образования до 2011 г. основной формой обучения являлся специалитет, а в последние 10 лет существенно преобладает двухуровневая модель с сохранением специалитета и преобладанием бакалавриата.

Болонская система образования, показала свое несовершенство.

Наше государство нуждается в эффективных специалистах, а бакалавриат не всегда может это обеспечить.

Я уверен, если мы будем продолжать развивать свои собственные национальные системы образования, мы получим отличных специалистов.

Криворотов Роман Павлович

Глава Администрации Веселовского района

В выходе из Болонской системы образования я вижу ряд преимуществ, несмотря на появление некоторых ограничений  для получения знаний за рубежом. К таким преимуществам можно отнести более фундаментальное изучение профессии, а также возможность получать с дипломом специалитета заработную плату выше, чем с дипломом бакалавриата.  

Конечно, может возникнуть необходимость переделывать все образовательные стандарты, которые очень долго разрабатывались и были окончательно приняты совсем недавно, но в этом и суть преобразований.  

Хочу сказать, что выход из Болонского процесса имеет не только негативные стороны. Болонская система объединяет в основном европейские страны, но получение образовательного и научного опыта возможно не только в Европе. Возможности академической мобильности и трудоустройства за рубежом для студентов из России сохранятся, поменяв ориентир на другие страны.  

Кроме того, можно надеяться, что в результате реформации высшего образования появятся приемлемые условия для трудоустройства ведущих специалистов внутри страны.

 Сидоров Вадим Валерьевич

Глава Администрации Кагальницкого района

Действительно, необходимость отмены Болонской системы получения высшего профессионального образования давно назрела.  Но, считаю, что специалитет нужно вернуть не только по точным наукам, а при получении профессионального образования по наиболее востребованным социально-значимым профессиям и направлениям подготовки. Высшее образование - на то и высшее, что в его основу положено получение основных базовых знаний по всем сферам деятельности человека, которые студент получает в течение 2 лет обучения в ВУЗе, а потом уже  начинается углубленное погружение в будущую профессию. И бакалавриат, по моему мнению, не обеспечивает качественную подготовку будущего работника, т.к. срок обучения гораздо короче. Кроме того, необходимо в новом законопроекте  предусмотреть процедуру распределения специалистов после завершения обучения в ВУЗе на бюджетной основе. Это, на мой взгляд, поможет в значительной мере ликвидировать нехватку кадров в сельских территориях.

Тришечкин Петр Федорович

Глава Администрации Морозовского района

Во время общения на тему высшего образования я для себя определил, что специалитет удобнее для студентов и понятнее для работодателей. Поэтому  уверен, что  специалитет будет очень востребован как абитуриентами, так и потенциальными работодателями.

Очень верное решение принято о том, что студенты, окончившие специалитет смогут продолжить обучение в магистратуре - нередко склонности к научной, исследовательской деятельности просыпаются уже во время учебы в вузе. А стране нужны молодые ученые с новыми, свежими идеями.

Подводя итог, хочу сказать, что вновь развитие идет по спирали - российское высшее образование поднялось на качественно новый уровень, опираясь на опыт прежних лет.

Альшенко Николай Александрович

Глава администрации Красносулинского района Ростовской области

Считаю правильным решение вернуть в российские вузы специалитет. По программе специалитета студент получал полноценный курс знаний, необходимых для работы в той или иной организации, на предприятии или учреждении. Сейчас нам необходимы во всех отраслях квалифицированные кадры и возвращение специалитета поможет справиться с этой задачей. Отказ от Болонской и разработка уникальной российской системы образования — это шаг в будущее, в котором у молодёжи появятся новые возможности. 

Голосовский Алексей Владимирович

исполняющий обязанности главы Администрации Куйбышевского района

Занимаемая должность - исполняющий обязанности главы Администрации Куйбышевского района, Ростовская область

Подход к выбору формы обучения в российских вузах должен быть ответственным, основанным  на реальных условиях и объективных требованиях той или иной предметной отрасли.

Думаю, что не следует полностью отказываться от использования формата «бакалавриат». Должна быть увеличена доля специалитетов, но сообразно с потребностями производства и кадрового спроса. Специалитет необходим для многих отраслей: медицина, инженерное дело и другие высокоточные научно-технические и естественнонаучные области.