Путин: Россия должна добиться технологического суверенитета

В День знаний, 1 сентября, в Калининграде Владимир Путин провел открытый урок «Разговор о важном», участниками которого стали победители олимпиад и конкурсов в области культуры, искусства, науки и спорта.

Глава государства в ходе «открытого урока» напомнил, что биотехнологии являются одним из самых перспективных направлений исследований. «У нас программа есть до 2030 года, и дай бог памяти, где-то 120 млрд рублей предусмотрено на эту программу. Вот вы были в «Курчатнике» - это только один из трех центров, которые мы создали в этой области», - добавил он.

Президент указал на важность решения задач, связанных с фундаментальной и прикладной наукой, и использования этих решений в российской промышленности, науке, фармацевтике, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях.

Россия должна быть лидером по ключевым направлениям в науке и добиться технологического суверенитета. "Мы сами должны развивать внутри страны такие ключевые направления развития и быть не догоняющими, не ориентироваться только на то, что мы можем сделать не хуже, мы должны быть лидерами по ключевым направлениям. Мы должны иметь в руках так называемые ключи к определенным направлениям научной деятельности", - сказал Путин.

«Есть вещи, которые являются важнейшими для развития страны. Это генетика, цифровые технологии, биоинженерия, большие данные", - добавил он.

Глава государства подчеркнул важность ранней профессиональной ориентации и заверил, что в стране будет продолжаться работа над тем, чтобы у детей и подростков была возможность узнать больше о разных профессиях. «Ранняя профессиональная ориентация - это одна из целей, к которым мы стремимся. Чем раньше, тем лучше", - подчеркнул он. В связи с этим в стране развивается система конкурсов, которая нацелена на выявление талантливой молодежи.

Также Владимир Путин назвал очень важной поддержку российских военных - участников специальной военной операции на Украине со стороны общества, молодых людей. «Ребята, которые воюют там, рискуют своим здоровьем, а многие погибают, они должны понимать, за что они отдают свои жизни. Это чрезвычайно важные вещи. За Россию и за людей, которые в Донбассе живут», - сказал он. В связи с этим в школах по поручению президента будут еженедельно проводиться уроки правильных ценностей.

Способна ли Россия, на ваш взгляд, добиться технологического суверенитета в ближайшее время? Какие направления в науке наиболее перспективны для России? Что можно сделать для ранней профориентации молодежи и выявления наиболее талантливых ребят? Возымеют ли эффект уроки правильных ценностей?

Голосовский Алексей Владимирович

исполняющий обязанности главы Администрации Куйбышевского района

Занимаемая должность - исполняющий обязанности главы Администрации Куйбышевского района, Ростовская область

Реалии сегодняшнего дня таковы, что ранняя профориентация школьников – залог успешного будущего страны. Детей следует как можно раньше приучать к мысли о выборе профессии и важности профориентирования. Многие дети по разным причинам затрудняются с выбором, тонут в море и мире профессий.

Как часто школьник идет по проторенной дорожке, выбирая в профессиях то, что престижно, то, что денежно, или следуя наставлениям родителей. Это приводит к апатии и равнодушию на работе, к неэффективности выбранного ремесла, частой смене места работы. Поэтому самоопределение в профессиональной деятельности так важно.

Необходимо использовать больше оригинальных приемов профессионального самоопределения молодежи, особенно находящейся в группе риска. Современная жизнь, полная большого количества информации, автоматизированных процессов, требует от молодого поколения универсальных навыков. Сегодня мало быть хорошим специалистом, надо уметь подать себя, презентовать собственные умения и таланты в условиях повышенной конкуренции.

Не нужно забывать, как сильно влияет взгляд родителя на представления о выборе профессии сына или дочери. Дети принимают их точку зрения. Поэтому родителям так важно быть объективными.

В идеале родители должны помогать учителю, мастеру, классному руководителю и проводить раннюю профориентацию в условиях семьи. Родители презентуют детям профессии, понятные и подходящие им самим, не делая скидку на особенности и таланты собственного чада. Родители должны помогать и направлять его исследования в области будущей профессиональной деятельности.

Также актуален вопрос о выборе профессии сельскими школьниками. Они подчас бывают весьма талантливы. С детства помогают родителям, осваивая большое количество практичных профессий, связанных с сельским хозяйством, растениеводством, животноводством. Ремесла более интеллектуальные бывают недоступны для них практически. Не нужно лишать выбора учеников сельской школы, а с помощью видео, экскурсий, в том числе виртуальных,  в городские фирмы и предприятия дать возможность им ознакомиться со всеми профессиями.  

Еще Сенека сказал: «Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». И нашим детям нужно помочь поймать попутный ветер!

Савин Владимир Анатольевич

Глава Администрации Каменского района

Способна ли Россия добиться технологического суверенитета в ближайшее время? Думаю, что да. Наша жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, и условием выживания в это непростое время – время санкций – станет достижение нашей страной в ближайшие годы технологического суверенитета,  то есть когда мы принимаем самостоятельно решения, мы за них отвечаем, мы независимы. И прежде всего, мы должны сделать так, чтобы нашим детям не закладывали в головы идеи, которые противоречат политике нашей страны, ее социально-экономическому развитию, чтобы молодежи не навязывали чужие мнения.

Мы должны заботиться о подрастающем поколении. И особенно об одаренной молодежи. Ведь они будущее нашей науки, культуры и социальной жизни. Поэтому сегодня необходимо организовывать научные и творческие мероприятия, спортивные состязания,создавать стажировочные площадки, внедрять современные технологии обучения, которые помогают выявлять и развивать способности у ребят, совершенствовать систему дополнительного образования, присуждать премии или стипендии талантливой молодежи, стимулировать научно-исследовательскую деятельность. 

И сегодня, я считаю, правительством России, сотрудниками системы образования на всех уровнях для решения поставленных целей делается уже немало.

Лотарев Александр Валентинович

Глава Администрации города Зверево

В настоящее время одной из важных задач стратегического развития страны является технологический суверенитет. А для решения этой задачи необходима ранняя профессиональная ориентация, выявление образованной, талантливой молодежи, профессиональная подготовка кадров.  

Уверен, что подготовив высокообразованных инженеров, конструкторов, Россия станет технологически развитой и независимой страной.

Шевченко Владимир Евгеньевич

Глава Администрации города Каменск-Шахтинского

На сегодняшний день Россия располагает всем необходимым для обеспечения суверенитета в технологической сфере. 

Перед нашим государством на этом пути стоит несколько основных вызовов: ответ на «зеленую» повестку, создание собственного техноэкономического блока, экспортного пакета продукции сельского хозяйства, нового поколения транспортных логистических коридоров между Россией и странами Азии, экспорт глобальной безопасности и решение проблемы человеческого капитала.

Технологический суверенитет должен решать простые задачи: обеспечивать безопасность, продовольственную независимость, транспортные коридоры.

К примеру, с точки зрения сквозных технологий, которые мы когда-то приняли в рамках Национальной технологической инициативы, должен быть выделен уровень фундаментальных технологий, которые позволяют создавать продукты, с помощью цифровых двойников, новых материалов, процессоров.

Правительство Российской Федерации утвердило долгосрочный прогноз научно-технологического развития России до 2030 года.

Государством отмечено шесть ключевых отраслей, которые могут повысить конкурентоспособность российской экономики.

В приоритетные направления развития вошли: информационно-коммуникационные технологии, науки о жизни (биотехнологии, медицина и здравоохранение), новые материалы и нанотехнологии, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность и энергосбережение.

 В настоящее время мы можем наблюдать, как изменяются требования к рынку труда.

Сегодня работодателю не нужны результаты учебы, рынок труда не рассматривает и не учитывает успеваемость студентов продемонстрированную ими за годы обучения в вузе. Опыт практической работы ценится гораздо лучше успеваемости.

Проблема профессиональной ориентации молодежи, в том числе и школьников в общеобразовательных школах, резко изменяется в связи с построением рыночных отношений в экономике России.

Я уверен, чем раньше подрастающее поколение определится с выбором своей будущей профессии, тем уровень их подготовки станет лучше. 

Кураев Роман Васильевич

Глава Администрации Донецка Ростовской области

Проблема профессиональной ориентации молодежи, в том числе и школьников общеобразовательных школ, резко изменялась в связи с в связи с изменениями экономики России.

В результате рынок труда получил отдельный комплекс проблем в сфере взаимодействия с системой образования. В настоящее время мы можем наблюдать, как изменяются требования к рынку труда - работодателю не нужны сухие результаты учебы, рынок труда не рассматривает и не учитывает успеваемость студентов, продемонстрированную ими за годы обучения в вузе. Опыт практической работы ценится гораздо лучше успеваемости.

Мы с вами помним, как рынок труда получил избыток специалистов по таким направлениям как экономика, юриспруденция, зато стране не хватало специалистов со средним специальным образованием: наладчиков, слесарей, рабочих разных категорий.

Начиная со школы, подросток должен получать не только академические знания, но и практические навыки, уметь применять их в последующей жизни. 

Только давайте называть программы по-русски! Профессиональная ориентация, выбор профессии — просто и понятно.