«Сила традиций!» к году народного искусства

Материал подготовлен зав.сектором отраслевой литературы БИЦ имени М.В. Ломоносова Титовой Ольги
2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ.

      Россия издревле славилась своими своими обычаями, обрядами, традициями и праздниками. И мы, нанешнее поколение имеем богатейшее культурное наследие, оставленное нам, нашими предками, хранящееся веками.

     История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.

     В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.

В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.

     Если мы с вами вспомним эпоху Возрождения, то в этот период сформировалась концепция изящного искусства, согласно которой высшей его формой были признаны произведения, выполняющие исключительно эстетическую функцию. Творения же  народных мастеров попали в разряд «низких» поделок, которые были недостойны внимания высших кругов общества.

     Вместе с тем, несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.

     Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. Термин «народное искусство» синонимичен термину «народное творчество».

     Такое культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению формирует у сообщества чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека, этноса.

     Например, хохломская роспись, родившаяся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода стала одним из брендов нашей страны, исконно славянская роспись. Она возвращает нас к традициям и нравам наших предков, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

         Или гжельская роспись, узнаваемая далеко за пределами России. Морозный узор на белом снегу, трогательные сцены крестьянской жизни и незамысловатые, но тем и очаровательные пейзажи, отточенный стиль и особый, «фирменный» мазок. Все это можно назвать двумя словами – гжельская роспись. Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельским кустом». Территориально он находится в 60 км от Москвы по ж/д линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее же территория относилась к Богородскому и Бронницкому уездам. Гончарное ремесло развивалось здесь издавна, а с середины 17 столетия в Гжели добывали ценные сорта глины. Тогда природный материал использовали для аптекарских нужд, а есть быть точнее – «для алхимической посуды». До середины 18 века в Гжели делали обычные для той поры изделия – посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, а еще детские игрушки. Но на экваторе столетия Гжель стала самым мощным в России центром по производству майолики. Даже Михайло Ломоносов писал об уникальной белизне гжельской глины.

     Народные промыслы – гжель и хохлома, дымковская роспись и жостовская, городецкая роспись и палехская миниатюра, это бережно охраняемые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает фантазию современных художников, которые создают новые изделия в традиционных техниках.

 

    Донской край привлекает туристов своей богатой историей, очаровательной природой, гостеприимными жителями и самобытной казачьей культурой. Ваше внимание я хотела обратить на город Семикаракорск и семикаракорскую керамику. (Семикаракорск — город на Дону, основанный на месте казачьей станицы Семикаракорская. Название происходит от имени казачьего атамана Семена Каракоры. Поселение известно с 8 века, как крупный промысел промышленной керамики. Станица с современным названием известна с 1672 года, а с 1845 года — уже как гончарный казацкий промысел.
С 1972 года поселение имеет статус города и народного прымысла традиционного бытования.) Именно здесь находится АО «Семикаракорская керамика», которая относится к  предприятиям народно-художественных промыслов России, выпускающее художественный фаянс, отличающийся оригинальными формами и ручной подглазурной росписью. Яркие, красочные, полные праздничного настроения фаянсовые изделия известны и узнаваемы по всей России и за её пределами. Сюжеты семикаракорской керамики схожи с Гжельскими— это разнообразные цветочные орнаменты с акцентом на крупном цветке, но и не только. Здесь и изображения растений донской степи, и различные бытовые сюжеты из казачьего фольклора, в стиле русских лубочных картинок.

Можно с уверенностью сказать, что сформировано отдельное стилевое живописное направление — семикаракорская живописная техника — полихромная мазковая подглазурная роспись с использованием позолоты и металлизирования. Семикаракорский промысел, как всякий творческий живой организм, развивается и совершенствуется. Здесь появляются новые приемы и сюжеты. И сейчас уже можно сказать, что керамика промысла имеет свое лицо и собственный стиль, восходящий к вековым традициям вольного донского казачества.

     В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.

     Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.

 

БИЦ имени М.В. Ломоносова предлагает познакомиться с книгами, которые расскажут о том, что такое народное творчество, о наиболее традиционных художественных промыслах России, рассказать о том,как возникли промыслы, их историческое развитие, современное состояние

1.«Художественные промыслы России» Н. Алехин.

Эта книга знакомит с причинами возникновения и основными этапами развития крупнейших художественных промыслов России. Дает представление о технико-технологических и художественных приемах работы мастеров.

Алёхин, Н.Н. Художественные промыслы России. – Москва: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с.

2.«Изделия народных художественных промыслов и сувениры» Р.Бардина.

В этой книге изложены история развития и современное сстояние народных художественных промыслов и сувенирной промышленности, описаны материалы, используемые для изготовления этого вида промышленных товаров.

Бардин, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп.- Москва; «Высшая школа», 1977. – 312 с. с ил.

3.«Мезенская роспись» Н.Величко.

Книга посвящена самой интригующей росписи Русского Севера - мезенской. Кого-то захватит почти детективное разгадывание символов отдельных элементов росписи и, как результат, ее новое смысловое прочтение. Кто-то захочет тут же взяться за кисточки и краски - в книге предложено множество рисунков и мастер-классов. Кто-то пожелает сделать первые шаги в освоении росписи - этому посвящены специальные главы. Но даже искушенным художникам будет интересно увидеть традиционную русскую роспись в дизайнерском прочтении современных художников. Кроме подробного анализа самой росписи, в книге много полезных советов и интересных сведений. Рассмотрены все этапы работы над изделием - от подготовки поверхности до финишной отделки предмета. Представлены разнообразные расписные изделия и авторские рисунки, и все для того, чтоб каждый желающий мог приобщиться к этой уникальной росписи, самой загадочной, но чрезвычайно модной в наши дни..

Величко, Н.К. Мезенская роспись. – Москва: ХОББИТЕКА, 2019. – 128 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений)).

4.«Русская народная игрушка» Г.Дайн

Игрушка — самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой живой системе народного творчества она служит важнейшим средством связи поколений. Через игрушку передается социально-культурный опыт, воспитываются нравственные и эстетические представления. Поэтому мы бережно храним народную игрушку как национальный исторический памятник. Книга иллюстрирована лучшими образцами игрушек народных мастеров, которые хранятся в Музее игрушки.

Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка. – Москва: Легкая пищевая промышленность, 1981. – 192 с., ил.

5.«Ростовская финифть» альбом.

Ростовская финифть - эти слова воссоздают в нашей памяти драгоценные живописные миниатюры на эмали. Они издавна украшали церковную утварь, предметы быта и ювелирные изделия. Яркие светоносные краски на белой эмалевой пластине оживляли картины библейской и русской истории, передавали многообразие реальной жизни и красоту родной природы. Эти сокровища и по сей день создаются великолепными мастерами города Ростова Великого, в котором более двух столетий существует уникальный финифтяной промысел. Многоцветной россыпью красок светится она на ювелирных изделиях современных мастеров. Оправа из вьющейся в замысловатом узоре сканой металлической нити дополняет изысканный рисунок. Каждое последующее поколение художников, воспринимая местную живописную традицию, вносит в ростовскую финифть новое мироощущение, собственное понимание прекрасного. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти сохраняется вечный идеал красоты русской природы и человека.

Ростовская финифть. Альбом.- Москва: «Интербук-бизнес», 1991. – 210с.

6.«Энциклопедия ремёсел» Г.Федотов.

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины, соломы — создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства. О том, как стать мастером, выбрать подходящий материал, подготовить его и сделать поделки, радующие глаз и душу, вы узнаете из нашей энциклопедии. Книга поможет вам овладеть навыками замечательных ремесел, раскроет их маленькие и большие секреты, даст полезные советы, а все остальное решат ваши фантазия и вдохновение!

Федотов, Г.Я. Энциклопедия ремёсел. – Москва: Издательство Эксмо, 2003. – 608 с.; илл